Н Е П А Л

назад | на главную страницу | e-mail


Природа, география
Население
Государственное устройство
Армия
Экономика
Связь
Транспорт
История
Искусство и религия
Достопримечательности
Информация для туристов

основные данные о Королевстве Непал
по состоянию на 2000 год

© Виталий В. Самойлик
мои фотографии из Непала

Расположенное вдоль высочайших в мире Гималайских гор королевство Непал - земля величественных пейзажей и древнейших храмов. Это бедная страна, но она богата своим живописным великолепием и культурными сокровищами. Королевство на протяжении долгого времени было изолировано от западных туристов, но сейчас - это место, которое вам трудно будет забыть, когда вы вернетесь домой.


ПРИРОДА, ГЕОГРАФИЯ

Местоположение: Южная Азия, между Китаем и Индией
Географические координаты: 28N, 84E
Территория: 140,800 кв. км., суша 136,800 кв. км., вода 4,000 кв. км.
Протяженность границы: 2,926 км.; с Китаем 1,236 км., с Индией 1,690 км
Климатические зоны: от субтропиков до вечной мерзлоты
Местность: Тераи (плоская речная равнина) в южной части, Гималаи в северной
Перепад высот: от 70 м. (Канчан Калан) до 8,850 м. (Эверест)
Полезные ископаемые: кварц, вода, лес, водяная энергия, живописная природная красота, медь, кобальт, железная руда
Использование территории: пахотная земля 17%; постоянные пастбища 15%; леса 42%; другие 26% (1993)
Природные бедствия: грозы, лавины, обвалы, засуха, летние муссоны
Проблемы окружающей среды: обезлесение (чрезмерное использование леса в качестве топлива и недостаток альтернативных видов топлива); зараженная вода, охрана диких животных
Комментарии.
Непал не имеет выхода к морю, является стратегической точкой между Китаем и Индией, в Непале расположены содержит восемь высочайших пиков на Зенмле.
В Непале растет более 6500 видов деревьев, кустарников и диких цветов. Пик цветения - в марте и апреле, когда распускается рододендрон. Непал также может похвастаться поразительным разнообразием фауны: 800 видов птиц и экзотические млекопитающие, например, королевский бенгальский тигр, барс, носорог, слон, медведь, олень, обезьяна и шакал. К несчастью, из-за изменения естественных условий обитания и браконьерства, видеть диких животных можно лишь в национальных парках в западном Непале, где плотность население невысока.
В Непале два ярко выраженных сезона: сухой сезон (Октябрь) и влажный сезон (Июнь). Муссон оказывает влияние на всю территорию, часто влияет на сход лавин.



НАСЕЛЕНИЕ

Численность населения: 24,702,119 (июль 2000)
Возрастная структура:
0-14 лет: 41% (муж. 5,187,805; жен. 4,860,583)
15-64 лет: 56% (муж. 7,056,784; жен. 6,746,293)
65 лет и больше: 3% (муж. 422,314; жен. 428,340) (2000)
Темп прироста населения: 2.34% (2000)
Рождаемость: 33.83 на 1,000 (2000)
Смертность: 10.41 на 1,000 (2000)
Пол: по рождению 1.05 муж/жен; до 1 года 1.07 муж/жен; 15-64 лет 1.05 муж/жен; 65 лет и более 0.99 муж/жен; общее 1.05 муж/жен (2000)
Детская смертность: 75.93 на 1,000 (2000)
Продолжительность жизни: cредняя 57.84 лет; муж 58.3 лет; жен 57.35 лет (2000)
Плодовитость: 4.68 детей рожденных одной женщиной (2000)
Этнические группы: Невары, Индийцы, Тибетцы, Гурунги, Могары, Таманги, Бати, Раи, Лимбы, Шерпы
Религия: Индуизм 90%, Буддизм 5%, Мусульманство 3%, прочее 2% (1981)
Примечание: Королевство Непал - единственное государство, в котором Индуизм - официальная религия
Языки: Непали (официальный), более 20 других языков и множество диалектов
Грамотность (лица старше 15 лет, которые могут читать и писать): cредняя 27.5%; муж 40.9%; жен 14% (1995)
В Непале приблизительно 96,500 беженцев Бутанцев, находящихся в ведомстве Верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Название страны: Королевство Непал
Принятая короткая форма: Непал
Код: NP
Тип управления: парламентская демократия
Столица: Катманду
Административное деление: 14 зон (анкал) - Bagmati, Bheri, Dhawalagiri, Gandaki, Janakpur, Karnali, Kosi, Lumbini, Mahakali, Mechi, Narayani, Rapti, Sagarmatha, Set
Независимость: с 1768 (провозглашена Притви Нараван Шах)
Национальный праздник: День рождения Его Величества Короля, 28 Декабря (1945)
Принятие конституции: 9 Ноября 1990
Официальная система: базируется на Индусских концепциях и Английском общем праве
Избирательное право: общее с 18 лет
Исполнительная власть: глава государства Король BIRENDRA Bir Bikram Shah Dev (взошел не трон 31 января 1972 после смерти своего отца Короля МAHENDRA Bir Bikram Shah Dev); Первый наследник короны Принц DIPENDRA Bir Bikram. Глава правительства: премьер-министр Krishna Prasad BHATTARAI (с мая 1999). Кабинет министров назначается монархом по рекомендации премьер-министра. Монарх передает власть по наследству, и, как правило, назначает премьер-министром лидера правящей партии или коалиции.
Законодательная власть: Двухпалатный парламент состоит из Национального Совета (60 мест; 35 назначаются Палатой Представителей, 10 Королем, и 15 выбранной коллегией выборщиков; одна треть членов выбирается каждые два года на шестилетний срок) и Палаты Представителей (205 мест; члены избираются всенародным голосованием один раз в пять лет). Выборы в Палату Представителей последний раз проводились 3 и 17 мая 1999 (следующие будут проводиться в мае 2004). Результаты выборов (процентное соотношение партий) - NC 37.3%, Объединенная Марксистско-Ленинская 31.6%, Национальная Демократическая Партия 10.4%, Непальская Sadbhavana (Доброжелательная) Партия 3.2%,Rastriya Jana Morcha 1.4%, Samyukta Janmorcha Nepa 0.8%, Непальская Партия Рабочих и Крестьян 0.5%, другие 14.8%
Судебная власть: Верховный Суд (Sarbochha Adalat), главный судья назначается монархом по рекомендации Конституционного Совета, другие судьи назначаются монархом по рекомендации Судебного Совета
Политические партии и лидеры: Коммунистическая партия Непала (Объединенная Марксистско-Ленинская), генеральный секретарь Madhav Kumar; Марксистско-Ленинская, председатель Sahana PRADHAM, генеральный секретарь Bam Dev GAUTAM; Национальная Демократическая Партия (Rastriya Prajantra); Непальская Sadbhavana (Доброжелательная) Партия, президент Gajendra Narayan SINGH; Непальская Партия Рабочих и Крестьян, глава Narayan Man BIJUKCHHE; Непальский Конгресс, президент Girija Prasad KOIRALA, генеральный секретарь Sushil KOIRALA; RastriyaJana Morcha, глава Chitra Bahadur; Samyukta Janmorcha Nepal, генеральный секретарь Lila Mani POKHAREL
Политические антиправительственные движения: Маоистский партизанский мятеж; немногочисленная группа студентов левого толка в столице; несколько небольших радикальных антимонархических групп
Членство в международных организациях: AsDB, CCC, CP, ESCAP, FAO, G-77, IBRD, ICAO, ICFTU, ICRM, IDA, IFAD, IFC, IFRCS, ILO, IMF, IMO, Intelsat, Interpol, IOC, ISO (корреспондент), ITU, MONUC, NAM, OPCW, SAARC, UN, UNCTAD, UNESCO, UNIDO, UNIFIL, UNMIBH, UNMIK, UNMOP, UNMOT, UNTAET, UPU, WFTU, WHO, WIPO, WMO, WToO, WTrO (претендент)


АРМИЯ

Королевская Армия, Королевские Воздушные Силы, Непальские Полицейские Силы
Призывной возраст: 17 лет
Личный состав (мужчины в возрасте 15-49): 6,108,424 (2000)
Личный состав, готовый к военной службе: 3,174,809 (2000)
Мужское население, достигающее призывного возраста ежегодно: 287,032 (2000)
Расходы на содержание армии: $44 миллионов (96/97); в процентах от ВВП 0.9% (96/97)


ЭКОНОМИКА

Непал - одна из беднейших и наименее развитых стран в мире. Сельское хозяйство - основа экономики, дает средства к существованию для более чем 80% населения и составляет 41% ВВП. Индустриальное производство в основном включает обработку сельскохозяйственной продукции такой как джут, сахарный тростник, табак и зерно. Производство текстиля и ковров в последние три года возросло, и составляет приблизительно 80% валютного дохода. Сельскохозяйственное производство растет примерно на 5% в год, а ежегодный прирост населения составляет 2.3%. Начиная с мая 1991, правительство ведет экономические преобразования, поощряя иностранные инвестиции. Правительство сократило государственные расходы за счет снижения субсидий и сокращения количества государственных служащих. Непал имеет значительный запас для ускорения экономического роста за счет гидроэнергетики, туризма и зарубежных инвестиций. Перспективы для внешней торговли или вложений в другие секторы экономики малы, из-за небольшого размера экономики Непала, технологического отставания, географической отдаленности, отсутствия выхода к морю и рисков стихийных бедствий. Помощь международного сообщества, финансирующего более 28% бюджетных расходов скорее всего будет оставаться главным условие развития.
ВВП: $27.4 млрд (1999)
ВВП реальный темп роста: 3.4 % (1999)
ВВП на душу населения: $ 1,100 (1999)
ВВП по секторам: сельское хозяйство 41%; промышленность 22%; услуги 37% (1998)
Население ниже черты бедности: 42% (1995-96)
Инфляция: 11.8 % (98/99)
Обратите внимание: в Непале острый недостаток квалифицированной рабочей силы
Рабочая сила: сельское хозяйство 81%, услуги 16%, промышленность 3%
Бюджет: годовой доход $536 млн, расходы $818 млн, включая капиталовложения $0
Отрасли промышленности: туризм, ковры, текстиль, рис, джут, сахар, сигареты, гончарная продукция
Индустриальный промышленный темп роста: 0%
Электричество: производство 1.17 млрд кВтч (1998); источники: ископаемое топливо 5.13 %, водяная энергия: 94.87%, ядерная: 0%; потребление: 1.212 млрд кВтч (1998); экспорт: 72 млн кВтч (1998); импорт: 196 млн кВтч (1998)
Сельское хозяйство: рис, кукуруза, пшеница, сахарный тростник, корнеплоды, молоко
Экспорт: $ 485 млн (на условиях ФОБ, 1998), невозможно учесть пограничную торговлю с Индией
Экспортные товары: ковры, текстиль, кожаные товары, джут товары, зерно
Экспорт - партнеры: Индия 33%, США 26%, Германия 25% (97/98)
Импорт: $ 1.2 млрд (на условиях ФОБ, 1998)
Импортные товары: золото, оборудование, нефтепродукты, удобрения
Импорт - партнеры: Индия 31%, Китай / Гонконг 16%, Сингапур 14% (97/98)
Внешний долг: $ 2.4 млрд (1997)
Экономическая помощь: $ 411 млн (97/98)
Курс валюты: Непальская рупия на US$1 - 72.25 (ноябрь 2000)


СВЯЗЬ

Телефоны - количество абонентов: 236,816 (январь 2000)
Радиостанции: AM - 6, FM - 5, УКВ - 1 (январь 2000)
Количество радиоприемников: 840,000 (1997)
Телевизионные каналы: 6 (1998)
Количество телевизоров: 130,000 (1997)


ТРАНСПОРТ

Железные дороги: 101 км.
Автомагистрали: всего 13,223 км, без надлежащего покрытия 9,150 км (апрель 1999)
Аэропорты: 45, в т.ч. с взлетно-посадочными полосами 5; из них 1 - более 3,047 м, 3 - от 1,524 до 2,437 м; 1 - от 914 до 1,523 м (1999)
Единственный международный аэропорт в Непале - аэропорт Трибхуван в Катманду. Аэропортовый сбор для международных полетов - US$15.
Классические наземные маршруты между Непалом и Индией неизменно популярны. Автобусы - самая быстрая и легчайшая форма транспорта между Индией и Непалом. Есть три основы точки пересечения границы: Sunauli-Bhairawa, Birganj-Raxaul Bazar и Kakarbhitta-Siliguri. Пересечение границы между Непалом и Тибетом в Кодари открыто для организованных групп но не для самостоятельных путешественников. Продумайте альтернативные маршрут в этом районе, поскольку обвалы обычно делают тропы непроходимыми во время муссонов.

Королевские Непальские Авиалинии и различные частные компании предлагают внутренние воздушные услуги, но такие полеты довольно дороги и возможны задержки или отмена рейсов из-за плохой погоды. Желательно заказывать внутренние полеты за неделю и давать подтверждение билета, чтобы убедиться, что вас не вычеркнули из списка пассажиров если самолет полный. Авиакомпании принимают платежи только в твердой валюте.
Общественные автобусы являются основной формой перемещения и довольно дешевы, неудобны и утомительны. Существует большое количество автобусных рейсов между Катманду и Покхарой, ориентированные на туристов. Нельзя взять на прокат автомобиль для самостоятельного вождения.
Велосипеды часто намного быстрее местных автобусов, особенно в долине Катманду. Хождение пешком остается наиболее надежным методом перемещения. В большинстве мест в Непале, путешествие пешком - единственный способ перемещения. Местный транспорт в долине Катманду и вокруг Покхары - такси, автобусы, велорикши и моторикши.


ИСТОРИЯ

Письменная история Непала начиналась с Кирати, которые пришли в 7-ом или 8-ом веке до нашей эры с востока. Кроме того, что они преуспели в фермерстве и любили носить длинные ножи, о них почти ничего не известно. Это было в то время, когда Буддизм пришел в Непал - Будда и его ученик Ананда посетили долину Катманду и остались в Патане. В дальнейшем Буддизм в этом регионе частично заменялся Индуизмом, пришедшем из северной Индии. Индусы принесли все еще существующую кастовую систему и классические формы  непальского искусства и архитектуры.
С 879 года Непалом правит династия Тхакири. Это был период нестабильности, названный "Темный Возраст". Однако, несмотря на землетрясения, внешние войны и вражду между независимыми городами Катманду, Патан и Бхактапур, династия Тхакири процветала и достигла своего расцвета в 15-ом столетии.
Под предводительством Притхви Нараян Шах, Горкхи начали завоевывать долину. После 27 лет завоеваний, в 1768 г., они сделали Катманду своей столицей. Королевство расширялось, армия наращивала свою военную мощь до тех пор вплотдь до войны с Тибетом в 1792 году. Следующие военные действия за свою территорию датируются 1814 годом, на этот раз с Британским королевством. Непальцы в результате этой войны были повержены и подписали в 1816 г. Сагуальский договор, согласно которому Сикким и большинство Тераи отходило Британской империи (некоторые земли в дальнейшем были возвращены в обмен на помощь непальцев в подавлении индийского мятежа 1857 г.).
Династия Шах продолжала активно наращивать свою мощь в течение первой половины 19-го столетия - до жуткой бойни в 1846г. Пользуясь тем, что правящее семейство было погружено в дворцовые интриги, Джанг Бахадур захватил несколько сот людей, когда они собрались в дворе Кот, провозгласил себя премьер-министром до конца жизни и сделал передачу власти наследственной. В следующем столетии Рана отстроили огромный дворец в Катманду, в то время как все население жило в полной нищите.
Режим Рана закончился вскоре после второй мировой войны. При участии Британской и мперии были закреплены государственные границы в 1951г., сформировано правительство, состоящее из членов династии Рана и членов вновь сформированной Партии Конгресса. Но такой компромисс длился недолго. После игр с демократическими выборами Король Махендра (сын и преемник Трибхувана) решил, что система "панчаат" наиболее подходит для Непала. Король назанчил премьер-министра, кабинет и Национальное собрание, которое проводило его политику. Реальной силой оставалась только одна "партия" - Король.
Коррупция, использование иностранной финансовой помощь исключительно верхушкой власти продолжались до 1989. После нескольких лет трудностей и страданий под тяжестью торгового эмбарго вспыхнуло знаменитое восстание называемое "Народное Перемещение". В последующие месяцы последовали аресты, пытки и казни сотен людей. Все это слишком явно продемонстрировало королю Биренде наличие в стране реальной силы. Он разогнал кабинет, легализовал политические партии и пригласил оппозицию сформировать временное правительство "панчаат".
Переход к демократии прошел спокойно, и в 1991 Партия Конгресса и Коммунистическая Партия Непала получили большинство голосов.
Позже стало понятно, что установление демократической системы правления является очень трудным заданием - особенно если страна делает этот впервые. Дальнейшее развитие Непала характеризуется слабой экономикой, высоким уровнем безработицы и массовой неграмотностью населения.


ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ

В Непале предметы искусства, классического и современного, используются в ежедневной религиозной практике. Уникальные творения легко найти в храмах и других религиозных объектах. Понимание тонкостей различных религий позволяет наиболее полно оценить искусство Непала. Непал - единственная страна, в которой индуизм признан государственной религией, но здесь распространены также буддизм, мусульманство и множество других религий. Общее во всех них - ежедневное религиозное выражение. Утром люди собираются в храмах чтобы предложить богам приношения и пуджу.

Индуизм.
Слово Индуизм появилось в 19 веке для определения основных убеждений арийцев - иммигрантов, покинувших Центральную Азию в 1500 до н.э. и местных жителей Индии.
Основные идеи: небесный закон управляет состоянием мира, человек осознает и уважает небесный закон. Ведите жизнь надлежащим индусу образом, соблюдайте правила и все обряды, примите касту по рождению. Система каст определяет кодекс поведения и выполнения обрядов, затрагивает все аспекты жизни: род занятий, прием пищи, свадьбы и др.
Принципы индуизма. Драхма - религиозный закон и моральный кодекс, действуя по которым можно получить просвещение. Карма - баланс настоящей жизни и реакции прошлой. Прожитая надлежащим образом жизнь принесет перерождение в лучшую жизнь. Сансара - цикл перевоплощений, определенных кармой. Мокша - освобождение от сансары, при котором индивидуум объединяется с универсальным временным пространством прошлого и будущего, окончательной ясностью, т.е. Нирваной.
Каждое божество имеет различные имена, различные символы, атрибуты, проявления. Основные Индусские боги - Брахма, Вишну и Шива.
Брахма - создатель Вселенной. Атрибуты - четки, источник святой воды, ковш и книги. Брахма обычно представляется четырехголовым, что позволяет ему наблюдать за миром. Количество существующих статуй Брахмы невелико.
Сарасвати, жена Брахмы - богиня знания и музыки. Она часто изображается играющей на вине (семиструнный музыкальный инструмент) с четками и книгой, восседающая в лотосе на павлине или лебеде, часто с полумесяцем на лбу. Буддисты покланяются ей как одной из форм Манжушри, мудрости Бодхисатвы.
Вишну - хранитель жизни и мира. Атрибуты - раковина, диск, лотос и жезл. Воплощение - Гаруда (Garuda), мифический человек-птица. Он часто появляется в некоторых из следующих форм:
Нараян, что означает "тот, кто исследует все отрасли", или универсальное знание.
Будда, девятое перевоплощение Вишну.
Рама, воин, спасший жену Ситу от Равана, короля демонов острова Цейлон.
Кришна, воплощение мужественности, его околдовывали доярки и пастушки, с которыми он резвился. Формы Рама и Кришна наиболее популярны в Индии.
Шива - разрушение и восстановление. Атрибуты - трезубец, тамбурин, шкура тигра, лингам (фалос). Воплощение - Нанди, буйвол.
Пашупати, хозяин и защитник животных, особенно рогатого скота.
Байрав, форма Шивы, стремящегося разрушать все, включая зло. Обычно его статуя черного цвета, с ожерельем из человеческих черепов.
Хануман, обезьяний бог. Символизирует верность и готовность помочь. Ассоциируется с успешными военными действиями, помогал Рама в борьбе против короля Равана, который заключил его жену Ситу в тюрьму на 12 лет.
Ганеш (Ганапати), один из наиболее популярных богов в Непале. Безошибочный, благотворительный и имеющий огромную силу, он может решить исход любого человеческого предприятия. Сын Шивы и Парвати. Однажды Шива застал Парвати с любовником, и решив, что Ганеш - не его сын, оторвал ему голову. По требованию Парвати Шива пообещал вернуть жизнь Ганешу, для этого он обезглавит первое живое существо, которое встретит в лесу. Он увидел слона, отрубил ему голову, помчался обратно и приставил ее на место головы Ганеша. Ганеш обычно одет в красное, четырехрукий, тело покрыто слоями сандалового дерева. Воплощение - землеройка, иногда крыса или мышь, следовательно, все эти животные священны.
Парвати, жена Шивы. Доброжелательные проявления: Деви, Юма, Шакти или Аннапурна (приносящая изобилие). Злые проялевния: Кали, Дурга и Бхагавати

Буддизм.
Базируется на размышлениях Гаутамы Сиддхарты (GAUTAMA SIDDHARTA), также называемого Саквамуни (от имени мудреца из клана Саква), ставшего позже Буддой (просветленным).
Философская доктрина и кодекс поведения базируется на трех драгоценностях: сам Будда, Дхарма (учение Будды), и Сангха - общество буддистов.
Будда родился в Лумбини, Непал, в 544 до н.э., сын раджы (так называют богатых землевладельцев), искавших причину человеческого несчастья. В результате экспериментов и путешествий достиг просветления через медитацию в Бодх Гая.
Дхарма - доктрина четырех истин, обнаруженных через медитацию:
1. Существование есть несчастье.
2. Все в жизни приносит страдания: рождение, удовлетворение жизненных потребностей и смерть. Начало страдания - в потребностях и желаниях людей и стремление к обладанию материальными ценностями (иллюзия чувств).
3. Несчастье рождается эгоистичными желаниями и страстями.
4. Эгоистичные желания могут устраняться желаниями отречения следующим восемью основными путями:

1. Правильное распознавание (что касается закона причинности).
2. Правильное мышление.
3. Правильная речь.
4. Правильное действие.
5. Правильная жизнь.
6. Правильный труд.
7. Правильная бдительность и самодисциплина.
8. Правильное сосредоточение.

Сангха - общество Буддистов. Изначально использовалось для обозначения общества монахов, но в дальнейшем это понятие расширилось. Указывают путь к просветлению.
Около 100 лет после смерти Будды, общество пришло к противоречиям относительно путей к просветлению. Традиционная школа буддистов Тхеравада следует за исходным учением Будды. Школа Махаяна приняла некоторые изменения, относительно пути к просветлению (появился Дзен).
Бодхисаттва - человек, достигший просветления, но вместо перехода в нирвану выбрал обучение других достижению просветления.
Тантризм.
Распространение школы Ахаяна началось в первом веке н.э. на окраинах Индии. Индуисты и буддисты находились в контакте с религиями анимизма и перенимали некоторые их убеждения и упражнения: йога (физические упражнения, необходимые для управления функциями тела), мантры (многократное повторение магических слогов). В конечном счете трансформировался в Ламаизм, распространенный также и в Непале. Такие методы служат целью сократить дорогу к просветлению.
Молитвенные флаги и Молитвенные Барабаны уносят молитвы в небо. Молитвенные барабаны вращают по часовой стрелке, чтобы послать мантры в небо. Обычно это - медный цилиндр с написанными на санскрите молитвами. Внутри барабана лежит пергамент, на котором многократно напечатано тибетское заклинание OM MANI PADME HUM. Некоторые переводы этой мантры:
- О, драгоценность скрытая в лотосе.
- Одна специфическая интерпретация этого заклинания является той же самой молитвой Бодхисаттвы Падмапани: О, Падмапани, дай мне драгоценность в лотосе, которая является благословением в достижении нирваны через учение Будды.
- Более общая интерпретация: О, драгоценность, покоящаяся в лотосе, учение Будды остается чистым в наших умах и душах.

Архитектура
Проходя по улицам Катманду не возможно не отметить изобилие религиозных построек в городе.
Храмы - пример великолепной работы по камню и резьбы по дереву. Большинство каменный резьбы датируется 11-м и 12-м веками н.э. и отражает влияние индийского искусства Гупта (5-е и 6-е столетия н.э.) и Паласена (10-ый и 12-ый век). Резьба по дереву датируется в основном 18-ым столетием, использовалась для украшения колонн, крыш, рам окон, и карнизов. Столбы индуистских храмов обычно содержат эротических сцены, что совершенно естественно - в странах, где смертность высока, воспроизведение священно. Сексуальное действие также представляет собой объединение индивидуума со Вселенной в Ведах, являющихся индуистскими текстами.
Храмы обычно выполнены в одном из трех видов: пагода , шикара или ступа.
Ступы исключительно буддийские, но пагоды и шикары могут быть и индуистскими и буддийскими. Буддийский храм почти всегда окружен стеной с воротами. Часто храм окружен стеной молитвенных колес. Буддийский или индуистский храм - это не место религиозных сборов, как это принято в христианстве и мусульманстве, а место поклонений.
Пагоды ("devala" на непали) - обычно квадрат или прямоугольник простой геометрической формы. У основания храма изображается бог, которому поставлен храм. Замок имеет составную крышу, состоящую из нескольких крыш, пропорционально уменьшающихся с увеличением высоты. Количество крыш обычно нечетное. Много ученые полагают, что тип крыши пагоды подобен изображению зонтиков над божествами во время процессий. Здание обычно строится из кирпича, хотя основа может состоять из каменных блоков. Окна делаются из дерева с выразительными обрешетками. На крыше восседает Торана, символизируя триумф добра над злом, и изображением полета грифона. Подпорки крыши ("tunal" на непали), вырезанные из дерева устанавливаются под углом 45 градусов и выполненяются в виде божества, стоящего на цветке лотоса над сценой, часто эротической, вырезанный на более низкой части стойки. Стойки в углах пагоды часто выполнены в виде ревущего льва или мифического животного. Крыши покрыты металлом с медным или позолоченным покрытием, углы крыш всегда загнуты вверх. Эти углы увенчаны головой человека или животного, и летящей птицей. Висящая металлическая лента указывать к земле, символизируя путь божеству к людям, и людям к божеству.
Край крыши украшает Кинкимала, неподвижный звонок с тонким металлическим язычком, который звонит на ветру. Один или два бронзовых звонка также стоят у входа в пагоду. Защищают вход бронзовые или каменные изображения драконов или львов. Часто на стенах храма висят зеркала, они, современное добавление, гарантируют, что женские "tika" аккуратно нарисованы в центр лба. Яркий пример пагоды - Золотой Храм в Патане и Ньятапола в Бхактапуре.
Шикары подобны по конструкции индуистским храмам, лучше всего опознаваемым по величественному куполу. Некоторые имеют купол в виде нераскрытого цветка лотоса или королевского зонтика. Два знаменитых храма типа шикара - Кришна Мандир и Махабуддха в Патане.
Ступы, существующие в качестве могильной насыпи, обычно имеют кубическое основание со сферическим корпусом и башенной крышей. Эта конструкция подражает конструкции мандалы, космическому представлению Вселенной, способствующему к размышлениям. Кубическое основание символизирует твердое состояние земли, сферическая насыпь символизирует воду, башня - огонь, кольцо выше него, воздух, и коронованная верхняя часть символизирует эфир.
Тринадцать ступеней между насыпью и башней символизируют количеству ступеней к достижению совершенного знания. Большинство ступ имеет каменную кладку, на четырех сторонах башни всевидящие глаза Будды. Глаза следят за Вселенной, а символический третий глаз, расположенный между двумя нужен, чтобы смотреть внутрь себя. Символ в носовой части - скрипт Деванагари, в виде числа "один", напоминая людям о том что, есть только один способ к спасению. Ступы сделаны для захоронения останков или реликвий. Люди обходят ступы, идя по часовой стрелке и вращая молитвенные барабаны, встроенные в стене, окружающей храм. Буднатх и Сваямбутнатх, самые большое ступы в Катманду, датируются возрастом приблизительно в 2000 лет.

Живопись
Самые ранние картины появлялись в 11-ом столетии и делались на пальмовых листьях или рисовой бумаге. Тханг-кас, преобладающая форма живописи, популярна среди буддистов Непала, а также в Тибете, и относятся к 14-му столетию. Это живопись на хлопчатобумажной ткане в форме вытянутого прямоугольника, изготавленного с тремя полосами Китайской парчи: синей, желтой и красной, изображающих радугу, которая символизирует отделение священных объектов от материального мира. Старейшие Тханг-кас изготавливались на основе минеральных красителей, в то время как сегодня они изготавливаются на основе растительных или химических красителей. Частые темы Тханг-кас включают изображения Будды, мандалу, или исторические писания.
Мандалы (Mandalas) - геометрические образцы, используемые при медитации символизируют устройство Вселенной. Симметричный образ отражает подчинение космоса основному Принципу и вращение его вокруг центральной оси.
Другие символы - колесо морального закона, зонтик для защиты от зла, две золотых рыбы, символизирующих изобилие, бесконечный узел вечного всеобщего возрождения.
Басня о четырех друзьях, стоящих возле плодоносного дерева: слон, обезьяна на спине у слона, кролик на плече у обезьяны, птица сидит на кролике. Все держат плоды. Птица утверждала, что благодаря тени, которую она создавала, из ростка выросло дерево. Кролик ответил, что, в то время как птица летала, он ежедневно и добросовестно поливал росток водой. Обезьяна сообщила, что это был ее успех, т.к. именно она посадила росток. Слон подтвердил их вклады, но сообщил, что успех в росте дерева принадлежит ему, так как именно он защищал росток от других животных, которые легко могли съест его еще до того, как он смог дать плоды. Мораль истории - плодотворность сотрудничества.
Колесо жизни символизирует бесконечный цикл перевоплощений. Демон держит колесо клыками и коготями, символизируя сопротивление жизни. Будда изображается вне колеса поскольку он достиг просветления и закончил цикл возрождений. Центр образа - круг, в котором содержится три вещи: петух символизирует страсть, змея символизирует ненависть, хряк символизирует незнание. Кольцо вокруг этого круга показывает шесть этапов перевоплощения; внизу - ад для обреченного, мир рабов своих желаний, последней низший мир животных изображен с пасторальной сценой, человеческим миром городов и деревень, миром Титанов, которые воюют против богов, и мира богов, изображающих красоту и спокойствие. Другое кольцо иллюстрирует небольшие образы; слепая женщина, использующая палку для передвижений символизирует побуждения, созданные из незнания, гончар проявляет эти побуждения в чувстве, обезьяна с плодом символизирует влияние сознания на побуждения, мужчина в лодке символизирует, как сознание может создать индивидуум, соединенная пара иллюстрирует как сенсорное восприятие создает физические желания, мужчина, страдающий от стрелы демонстрирует, как прикосновение возбуждает чувства с болью или удовольствием, женщина, заполняющая чашу показывает, что возбуждение чувств создает жажду для более сильных чувств, обезьяна, захватывающая плод показывает как желание рождает все болшие потребности, рождение ребенка демонстрирует рождение как необходимое условие жизни, и человек, несущий тело показывает смерть как необходимое условие существования.

Литература
Литература появилась в долине в 18-м столетии. Поэзия - преобладающая форма литературы в этот периода, но большинство авторов неизвестно. Следующие столетия принесли большее количество поэтов и стилей, инспирированных религией и социальными проблемами. Музыкальная лирика прославляет красоту характеров и жизни.

Бронзовая скульптура
Бронзовые фигурки, иногда в сплавах с медью, появились в долине в 8-м веке. Они обычно изображали религиозные божества или легенды. Наиболее часто используемая техника - так называемая "cire perdue", форма литья в воск. Фигурки часто содержат полудрагоценные камни, обычно имеют коралловые или бирюзовые язык.

Ювелирное искусство
Драгоценности из золота и серебра отражают предпочтение этнических групп. Женщины - гурунги часто носят большие дисковые серьги из бронзы и меди, в то время как женщины - шерпы часто носят бирюзовые и серебряные серьги. Другие формы драгоценностей: носовые кольца, кулоны, гравированные серебряные поясы, браслеты для рук и для ног.

Глиняная посуда
Глиняная посуда широко распространена Патане и Тхими, расположенных поблизости от Бхактапура. Типичные формы глиняной посуды - масляные лампы, используемые для освещение во время фестиваля Дипавали, и цветочные горшки.

Проблемы сохранения искусства
Множество храмов и статуй находятся в ветхом состоянии. Два землетрясения, в 1833 и в 1934 годах, оставили разрушительный след в стране. До недавнего времени, Непал испытывал недостаток людей, владеющих научными знаниями, необходимыми для реставрации. В настоящее время власти направляют финансирование на многие проблемы страны: развитие телефонной сети, социальные программы, здравоохранение, что не позволяет на должном уровне финансировать проекты восстановления культурных ценностей. В связи с этим, проекты иностранной помощи, адресно направляемой на конкретные объекты, становятся наиболее популярны и обеспечивают неоценимую помощь в сохранении искусства Непала.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Катманду (Kathmandu)
Ктаманду - столица паломников и возвышающихся над городом храмов, задыхающаяся от дизельных паров, грязи, обезьян и нищих.
Город расположен юго-восточнее центра Непала, окружен автомобильным кольцом, с автобусными станцией на севере и с международным аэропортом Трибхуван на востоке.
Большинство путешественников перемещаются в старый город, между рекойВишнумати и Кантипатх по главной магистрали между севером и югом. Дврцовая площадь (Durbar Sqare), месторасположение старого Королевского Дворца и центра старого города. На юге - Freak Street, один из центров хиппи в Катманду. Тамель (Thamel), новый туристский эпицентр, находится примерно в 20 минутах ходьбы к северу от Дворцовой площади. Это - место, где легко найти место для проживания, продукты питания, оборудование для треккинга, книжные магазины и интернеткафе.
Невары считаются первоначальными жителями долины Катманду, но их ранняя история окутана тайной. Они говорят на Тибето-Бурмизском языке (Tibeto-Burmese), их физические признаки указывают на их происхождение от многих этнических групп группы - от момголоидов до Индо-Арийцев. Скорее всего, долина Катманду является точкой расовых смешений людей двигающихся и на восток и на запад. Это слияние привело к уникальной неварской культуре, которая породила великолепный искусство и архитектуру в долине. Золотой век Невари приходится на 17-е столетие, когда долина состояла из малых городов - государств, а Непал был жизненно важной торговой дорогой, соединяющей Тибет и северную Индию. Известная история долины неразрывно связана с королями Малла. Именно во время их господства, в 16-ом и 17-ом веках, были построены многие из самых прекрасных храмов дворцов долины. Города конкурировали между собой, и архитектурное новшество в одном месте немедленно копировалось по всей долине. Объединение Непала в 1768 королем Горхы Притви Нарейан Шах положило конец раздробленности долины Катманду. Непальский, Индоевропейский языки, на которых разговаривали Кхас в западном Непале, сменился Невари в качестве официального языка. В 1816 Шах закрыл границы Непала и сделал страну изолированной от других государств до середины 20-ого столетия. 15 января 1934 страшное землетрясение потрясло долину Катманду, погибло 4296 людей и были разрушены многие замки и дворцы Катманду. В 1956 году была построена первая дорога, соединившая Катманду с Индией. Десять лет спустя была открыта еще одна дорога, и в 1974 году было открыто воздушное международное сообщение с Катманду. Иностранная помощь началась оказываться с 1960-ых годов, принеся новые перспективы для города. В 60-х годах здесь появились хиппи, ищущие восточные ответы на вопросы жизни. Несколько лет спустя Катманду был преобразован в туристскую Мекку, дав таким образом старт для новой "промышленности". Катманду имеет один из самых высоких темпов роста инфляции в Азии, прожиточный минимум может быть выше среднего размера оплаты труда. Хотя здравоохранение и образование заметно улучшилось за последние 20 лет, они не находятся на достаточном уровне, к тому же в последнее время добавились новые проблемы, таки е как торговля героином и загрязнение воздуха.

Дворцовая площадь (Durbar Square)
Самый центр старого Катманду, Площадь Дурбар - скопление храмов и усыпальниц, со сложными резанными крышами, дверями и окнами. Многие старинные строения пережили страшное землетрясение 1933 года, другие были полностью восстановлены в их исходной форме.
Хорошее место, чтобы начать изучение площади - Кастамандап (Kasthamandap), предположительно самое старое строение в долине. Хотя история неоднозначна, полагают, что оно построено в 12-ом веке. Сначала это был общественный центр, затем он стал храмом богу Горакнатх (Gorakhnath). Соседний храм (богу Шива) - идеальные место для рикш и продавцов сувениров, предлагающих услуги любого рода легковерным туристам.
Другие заслуживающие внимания объекты: Большой Колокол (Great Bell), который, как полагают, когда звонит, отгоняет злых духов; храм Джаганатх (Jaganath), прославленный своим количеством эротических резьб; храм Таледжу (Taleju) - наиболее великолепный из многих храмов на площади к сожалению закрыт для посещений даже непальцами, за исключением ежегодного фестиваля Дасан.

Старый Королевский Дворец (Hanuman Dhoka)
Дворец был основан в период Licchavi, хотя большая его часть была создана Королем Пратапом Маллой (Pratap Malla) в 17-ом веке. У входа установлена - статуя Ханумана (Hanuman) (1672), который восхваляет обезьяньего бога Рама. Спрятанное под зонтиком, лицо статуи покрыто красными пятнами. По сторонам выхода во дворец установлены каменные статуи львов, один оседланный богом Шива, другой его женой Парвати.
Внутри дворца - ряд внутренних дворов, включая Насал Чоук (Nasal Chowk). Во время правления династии Рана, этот внутренний двор использовался для коронаций, эта практика продолжается и сегодня. Мул Чоук (Mul Chowk) - место жертвоприношений, производимых во время праздника Дасан (Dasain).
Западная часть дворца отдана музею успешной борьбе короля Трибхувана (Tribhuvan) против династии Ranas. Внутри Вы сможете познакомиться с его жизнью: личное имущества, фотографии, великолепная мебель и украшения.

Улица хиппи (Freak Street)
Самая известная точка в Катманду, облюбованная хиппи в 1960-ых - 70-х находится к югу Basantapur Square. Настоящее название - Jochne, но начиная с 1970-ых годов эта улица стала больше известна как Freak Street. На улице есть и нищета и неотразимая красота: запах сладкого ладана, трепетная детвора, играющая с колесиками, дешевые гостиницы, вывески ресторанов, магазины, продающие просветление и прозрение - что угодно. Не удивительно, что все это ассоциируется с грязноволосатыми "чудаками" ("freaks" - люди, или явления, выходящие за рамки обычного), что и дало улице новое имя. Эра хиппи в прошлом, но история Freak Street и ее расположение в сердце старого Катманду по прежнему популярны.

Патан (Patan)
Патан, второй по величине город в долине, находится непосредственно с противоположной от Катманду стороны реки Багмати, но это - намного более тихое и менее посещаемое место. Город справедливо гордится храмами, ремесленниками, и их ручной работой, которая проявляется в сердце великолепной Дворцовой площади (Durbar Square) - до отказа набитой самыми большим скоплением архитектуры народности Невари (Newari) в Непале. Королевский Дворец, который содержит богато украшенную ванну, и двухярусный кирпичный храм Jagannarayan.
В нескольких минутах ходьбы севернее находится Золотой Храм - буддистский монастырь, охраняемый священными черепахами; и Kumbeshawar, по общему мнению самый старый (1392) храм в Патане. К югу от площади - очаровательные улочки, с кузнецами и магазинами изделий из латуни и меди.
Другие привлекательности Патана - полевые. Среди них - совокупность четырех ступ, которые, как считается построены более чем 2500 лет назад, и Непальский зоопарк, в котором можно увидеть носорогов, тигров, леопардов и птиц.
Устройства считывания Пальмы(ладони) собираются в парке(месте стоянки) вне - они могут быть способны подчеркнуть, которое животное вы будете повторно воплощены как. За парком работают писатели на пальмовых листьях - они способны сообщить в каких животных, вы перевоплотитесь. Тибетские ковры продаются в Jawlakhel, к востоку от города.

Бхактапур (Bhaktapur)
Бхактапур - один из трех главных городов в долине Катманду. Несмотря на последние реконструкции, город до сих пор отчетливо хранит атмосферу ушедшего времени, благодаря великолепной архитектуре, датирующейся начиная с конца 17-го века. Большинство достопримечательностей может быть легко осмотрено пешком, включая Дворцовую площадь (Durbar Square), которая намного больше, чем в Катманду, и имеющую множество храмов и статуй, многие из которых имеют ужасные истории создания. Например, скульптор, создавший статуи Ugrachandi и Bhairab был лишен рук, дабы он не смог продублировать свои шедевры.
Вторая основная площадь в Бхактапуре - Таумадхи (Taumadhi Tole), на которой стоит Натапола (Nyatapola), самый высокий храм в долине, и важное место паломничества Тил Махадев Нараян (Til Mahadev Narayan). Поблизости - Площадь Гончаров (Potters' Square), где тысячами продаются глиняные сосуды. Иногда самое лучшее - оторваться от осмотра храмов и просто сидя понаблюдать за ежедневной жизнью горожан.

Долина Катманду (Kathmandu Valley)
Кроме Катманду, Патана и Бхактапура в долине имеется ряд других очаровательных деревень, храмов и ступ. Одно из таких мест, возможно лучшее известное место в Непале, буддистский храм Сваямбхунатх (Swayambhunath). Храм также известен как "обезьяний храм", из-за большого количества обезьян, охраняющих холм. Вокруг основания утупы установлен непрерывный ряд молитвенных барабанов, которые вращают паломники.
Недалеко от Вне Сваямбхунатх, на берегу реки Багмати (Bagmati), стоит храм Пашупатинатх (Pashupatinath), являющийся главням индуистским храмом страны и одним из главных храмов бога Шивы на континенте. Поскольку Багмати - святая река, Пашупатинатх стал популярным местом для кремаций место непосредственно перед храмом зарезервировано для кремации королей, в то время как немного южнее - для всех кого угодно.
Другое религиозное место - огромная ступа Боднатх (Bodhnath), которая является самой большой в стране и одна из самых больших в мире. Это - также центр для большой части Непальских тибетцев. Полдень - хорошее время, чтобы посетить ступу. Это время, когда молитвы проведены, и местные жители прекращают обход вокруг ступы (запомните - обязательно по часовой стрелке). Окружают Боднатх монастыри, но будьте осторожны и почтительны, если вы хотите посетить их. Наиболее удобный способ осмотреть долину Катманду - идти пешком или на велосипеде, однако если это для вас утомительно, рассмотрите наем такси на день.

Тераи (Terai)
Главное в Тераях (равнинные субтропические участки) - великолепный Королевский Национальный Парк Читван (Chitwan NP), одно из любимых мест Британских и Непальских аристократов, где в естественной среде обитания живут слоны, черные носороги, тигры, леопарды, олени. Возможно, самое большое удовольствие вам доставит наблюдение за живой природой со спины слона. Если это слишком неудобно, вы можете сделать это на экологическом автомобиле или на каноэ, или пешком через джунгли с опытным проводником.

Покхара (Pokhara)
Город Покхара известен скорее своим месторасположением нежели историческими или культурными достопримечательностями. Тихое побережье озера, расположенного в непосредственной близости от средних по высоте гор это - идеальное место для оздоровления в пешем походе, неторопливых прогулок или просто вдыхания горного воздуха. К тому же в Покхаре отличные гостиницы и рестораны. За один день можно попасть в Сарангкот (Sarangkot) 1592 м. Можно посетить известняковые пещеры в Мехендра Гуфа или озера Рупа (Rupa) и Бенгнас Талс (Begnas Tals). Но еще лучше совершить семи- десяти-дневное путешествие к Аннапурнам.

Дакшинкали (Dakshinkali)
В южном конце долины Катманду, в темном, несколько призрачном месте стоит храм Дакшинкали. Храм посвящен шестирукой богине Кали, жене Шивы в ее наиболее кровавом воплощении. Два раза в неделю, непальцы совершают поход сюда чтобы удовлетворить ее вожделение крови. Они приносят бизонов, цыплят, уток, козлов, овец в жертву богине в субботу и в течение фестиваля Дасаин в октябре. До храма 20 км. из центра города. Это - волнующая поездка на горном велосипеде; "волнение" в этом контексте означает большое количество крутых холмов с потрясающими видами в качестве платы за подъем.

Заповедник Нагарджан (Nagarjun)
В заповедном лесу Nagarjun, к северо-западу от Катманду, водятся фазаны, олени и другие животные. Это - одна из последних областей нетронутого лесного заповедника в долине Катманду. Рядом расположены популярные места паломничества Буддистов, ряд известняковых пещер. Основной путь к заповеднику - 20-минутная поездка на велосипеда из Тамеля.

Даман (Daman)
К юго-западу от Катманду, на полпути между столицей и Гетауда (Hetauda), Даман расположен на высоте 2322 метров выше уровня моря. Это замечательное место, для обзора захватывающей перспективы на Гималаи - беспрепятственный обзор снежных пиков от Дхаулагири до Эвереста. Если горы окажутся в облаках, Вы можете остаться здесь и увидеть пики не восходе. До Домана три часа автомобилем или четыре часа автобусом из Катманду. К сожалению, имеется только один автобус в день в каждом направлении. Если вы чувствуете в себе силы, это - один из наиболее захватывающих и маршрутов для горного велосипеда в мире.


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

Непал предстает перед путешественником разноцветным потоком, несущимся через узкие проходы пагод, ступ, каменных скульптур и масок, между вращающихся молитвенных барабанов. Повсюду слышно бормотание, скандирование, тайные тантрические гимны и национальная музыка, будь то протяжный звук четырехструнного saringhi или жалобные звуки флейты. Вечером долина Катманду и Бхактапур оживляются традиционной фолк-музыкой и обрядовыми танцами.
Религия - основа жизни непальцев. Официально это индуистская страна, но практически здесь распространены синкретический Индуизм и Буддизм с тантрическими божествами. Оставшаяся часть населения - не буддисты и не индуисты - являются мусульманами, христианинами или шаманами. Питаются непальны на удивление скудно, хотя страна находится на пересечении двух гастрономических гигантов - Индии и Китая. Основное блюдо - дхат таркари - комбинация супа, риса и овощей - едва ли не единственный шедевр национальной кухни. С другой стороны, Непал адаптировался к западным вкусам, что особенно заметно в Катманду: мексиканские и японские блюда; тайский шоколад; борщ; на десерт - яблоки и лимонные дольки, миндальные пироги, пироги с морепродуктами. Чтобы запивать любое (или все) из этих блюд, попробуйте lassi (смесь творога и воды) и местное пиво (чанг - гималайское ячменное варево).

Визы
всем иностранным подданным (за исключением Индийцев) требуются визы. Туристские визы с разовым въездом выдаются на срок до 30 дней и могут быть продлены максимум до трех месяцев. Для треккинга требуется дополнительное разрешение, выдаваемое ведомством иммиграции в Катманду и Покхаре.
Болезни
: болезнь высоты, гепатит A, малярия (только в низинах), менингит (только в долине Катманду) и тиф
Время по Гринвичу плюс 5 часов 45 минут
Электричество (там, где оно есть): 220V, 50 Hz
Мера длин и весов: метрическая

Деньги
Валюта: Непальская рупия
Уровень цен:
минимальный обед: US$ 2-3
обед в ресторане: US$ 7-15
Номер в гостинице: US$ 5-40 (есть отели ***** за US$ 100-150)
Если Вы будете проживать в равнинной части страны в скромных и питаться обычной для непальцев едой, вы легко можете обходиться менее чем US$10 в день. Однако более-менее комфортабельные условия проживания, еда в ресторанах, использование такси потребуют от Вас затрат US$20-40 в день. В самостоятельном путешествии и проживании в деревенских гостиницах ваши издержки будут между US$10 и US$15 в день, если Вы не будете пользоваться предметами роскоши и злоупотреблять хорошим пивом и шоколадом.
Существуют три курса валюты в Непале: набор курсов Непальского Банка Rastra, немного более выгодные курсы частных банков, и еще более выгодные (но менее легальные) курсы спекулянтов и туристических агентств. Ежедневная газета Rising Nepal публикует курсы банка Rastra, которые являются полезной контрольной точкой. Курсы валют и комиссионных могут существенно отличаться в различных точках и магазинах.
Когда Вы меняете валюту законным образом, Вам выдаются наличные вместе с Валютным Получением Оплаты (Foreign Exchange Encashment Receipt), в котором указано количество валюты, которую Вы поменяли. Если Вы вылетаете из Непала через аэропорт Катманду и не потратили все ваши рупии, Вы можете обменять до 15% сумм, указанных на этих документах, обратно в свободно конвертируемую валюту.
Главные международные валюты типа доллара США и фунтов стерлингов легко принимают, Индийская рупия также рассматривается как 'жесткая' валюта. Вне долины Катманду, затруднительно использовать купюры большого достоинства, так что имейте какую-то долю ваших денег в купюрах малого достоинства. Если вы отправляетесь в треккинг, берите больше денег малого достоинства.
Чаевые в ресторанах Катманду составляют около 10% счета (разумеется, если обслуживание Вас устроило). Не принято давать чаевые в более дешевых учреждениях и водителям такси. Проводники в походах, однако, должны быть снабжены суммой около Rs 100 в день. Умение торговаться - обязательный атрибут рынков и магазинов для туристов, но считается скорее формой вежливой беседы, чем способом выживания.

Климатические факторы очень важны в принятии решении, когда посетить Непал. Октябрь, ноябрь - начало сухого сезона, наилучшее время года: погода великолепна, воздух чист, видимость абсолютна. Февраль - апрель, - конец сухого сезона: видимость - не такая хорошая из-за пыли, но погода теплая, и цветут многие замечательные дикие цветы Непала. В декабре и январе, климат и видимость хорошие, но в это время может быть холодно: путешественники должен быть хорошо подготовлен к проблемам видимости, и более дешевым гостиницам в Катманду, где обогрев может быть недостаточным, особенно в вечернее время. Остальная часть года довольно неудобна для путешествий: июнь обычно слишком жаркий и пыльный, дожди с середины июня до сентября затягивают горы в затемнение и делают непроходимыми тропы и дороги.

Активный отдых
Есть много туристических компаний, существующих специально для того, чтобы помочь совершить вам путешествие, но вы можете и сами его организовать, поскольку отели есть на большинстве маршрутов.
Магазины походного оборудования есть в большом количестве в Катманду (ищите в районе Тамел или улице Фрэк) и в Покхаре. Вы можете взять на прокат многое, что вам может понадобиться. Разрешения на путешествия выдаются в Катманду и Покхаре иммиграционными офисами и должны предъявляться в полицейских контрольных точках на протяжении вашего маршрута. Обычно стоимость такого разрешения стоит $10 за неделю в течение первых четырех недель. Разрешения вступаю в силу в день выдачи, и для их оформления необходимо иметь две фотографии. Плата за посещение Национального Парка и Охраняемых Территорий могут быть включены в это разрешение в зависимости от вашего маршрута. Популярные путешествия от Катманду: базовый лагерь Эвереста и Лангтанг, от Покхары: Массивы Аннапурны и Джомсом.
Путешествия на плотах и каяках проходят в основном по рекам Тришули около Катманду и Сан Коси в Долалгхат. Другие виды активного отдыха - скалолазание, поездки на велосипеде в долине Катманду, Покхаре и около Тибетской границы, а также сафари в Тераях. Уроки языка, спиритизма и курсы йоги можно взять в Катманду и в различных храмах и монастырях.
Минимализируйте ваше влияние на окружающую среду, не оставляйте за собой мусор, останавливайтесь в домиках, где использую керосин вместо дров.

Предупреждения
Проявления экстремизма в Непале переместились в наиболее отдаленные районы западной части страны. Хотя Маоистские мятежники обычно игнорируют западных туристов и направляют партизанские действия на правительственные органы, путешественники должны быть осторожны при нахождении в несогласованном с соответствующими органами месте или времени, либо при обсуждении политических вопросов. Треккинг и путешествия ночью в областях Rolpa, Rukum, Gorkha, Jajarkot, Dolpa и Salyan не рекомендуются.

наверх

© Виталий В. Самойлик
e-mail | мои фотографии из Непала